Профессиональный стандарт педагога является нормативным документом. Он указывает уровень образования, степень квалификации, опыт работы, перечисляет личные качества, которые нужны учителю для работы на преподавательской должности. Документ отражает суть деятельности преподавателя: воспитание, развитие, обучение ребѐнка. Стандарт учитывает особенности современного образования в динамично развивающемся мире. Все учебные заведения должны применять новые нормативы согласно требованиям отраслевого и трудового законодательства. Стандарт должен: Соответствовать профессиональной деятельности преподавателя и воспитателя. Не загонять деятельность педагога в жѐсткие рамки, но поощрять его стремление к развитию профессиональному и личностному. Оградить учителя от несвойственных его профессии функций, которые мешают выполнять педагогические обязанности. Стимулировать инициативность, активность, поиск нестандартных решений. Соответствовать международным нормам. Соответствовать профильным государственным органам и организациям.
Цели создания и применения профессионального педагогического стандарта:
Определить достаточную квалификацию учителей, которая оказывает непосредственное влияние на результат обучения детей.
Обеспечить должный уровень подготовки учителя, который приведѐт к высоким результатам преподавательского труда.
Довести до сведения педагога, какие требования к нему предъявляют современные образовательные стандарты.
Вовлекать педагогов в мероприятия, которые направлены на повышение качества образования.
Каждый педагог должен:
1. Иметь высшее профессиональное образование. Если у учителя средне-специальное образование, наниматель должен предоставить ему возможность получить высшее образование без отрыва от основной работы.
2. Знать предмет, который он преподаѐт в образовательном учреждении.
3. Уметь грамотно строить план уроков, проводить их с максимальной информационной
пользой и эффективностью. Регулярно проводить анализ результатов выполненной работы
и усвоенных знаний.
4. Владеть дополнительными педагогическими методами, которые не входят в программу
обучения.
5. Вовлекать в учебные процессы всех учащихся, независимо от их уровня подготовки,
индивидуальных особенностей.
6. Уметь объективно оценивать знания учащихся.
7. Владеть формами и навыками воспитательной работы. Применять их на учебных часах
и во внеклассной работе.
8. Уметь организовывать внеклассную работу, экскурсии, конкурсы, выезды на природу,
походы в музеи и на выставки с максимальной пользой для обучения.
9. Уметь прививать детям правильные ценности и жизненные ориентиры.
10. Уметь вести воспитательную работу с учѐтом возрастных, культурных, психологических
особенностей каждого ребѐнка.
11. Формировать и поддерживать в классе дружелюбную обстановку, комфортную
эмоциональную среду, деловую учебную атмосферу.
12. Способствовать развитию личностных качеств каждого воспитанника.
13. Одинаково относиться ко всем ученикам, независимо от их психологических
особенностей, способностей к усвоению знаний, поведенческих привычек.
14. Уметь выявлять проблемы каждого ребѐнка во всех ракурсах: учѐбе, взаимоотношениях
со сверстниками, физическом состоянии. Оказывать квалифицированную педагогическую
помощь в их разрешении.
15. Уметь работать с методической литературой, в том числе по смежным профессиям:
логопедической, психологической и т.п.
16. Уметь общаться с коллегами и узкими специалистами по программам индивидуального
развития ребѐнка.
17. Владеть основами семейной психологии, отношений родителей и детей.
18. Уметь грамотно строить взаимоотношения с родителями учащихся, как коллективные,
так и индивидуальные.
Внесѐнные в профессиональный стандарт педагога требования к педагогу носят общий рекомендательный характер. Работодатель может предъявить к соискателю на вакансию учителя более высокие требования, чем установленные стандартом. Например, исходя
из специфики образовательного учреждения, он может потребовать хорошее владение английским или другим иностранным языком, наличие навыков программирования и т.п.
Ответственность за кадровые решения и полномочия сотрудников лежит на руководителе образовательного учреждения. Специальные требования должны быть закреплены локальной документацией организации, внесены в должностную инструкцию и трудовой договор.
Помимо требований к соискателям, профессиональный стандарт называет условия допуска претендента к преподавательской деятельности. В соответствии с действующим законодательством, к педагогической работе не допускаются:
Лица, которые лишены этого права судебным решением.
Лица, которые признаны недееспособными.
Лица, которые имеют судимость.
Лица, больные наркоманией, алкоголизмом, заразными заболеваниями.
Трудовые функции в профессиональном стандарте педагога
Документ включает длинный перечень действий, которые осуществляет педагог в своей профессиональной деятельности. В данной статье представлены лишь основные профессиональные функции в профессиональном стандарте педагога всех уровней образования.
Разработка, внедрение учебных программ.
Осуществление преподавательской деятельности по требованиям ФГОС дошкольного
и общего образования.
Участие в разработке, обсуждении, внедрении программ развития учебного заведения.
Планирование и проведение учебных занятий по предмету и общеобразовательных.
Анализ эффективности занятий, методик и подходов к обучению. Внесение корректировок
и изменений в программу с целью повышения эффективности уроков.
Тестирование, контроль, оценка текущих достижений и итоговых результатов учащихся.
Формирование навыков практического использования информационных
и коммуникационных технологий.
Формирование у школьников мотивации к учѐбе.
Ведение внешкольной деятельности: лабораторной, проектной, экспериментальной,
полевой.
Разработка и внедрение современных педагогических технологий.
Апробирование новых подходов к обучению. Введение успешных экспериментов
в образовательный процесс.
Организация внеурочной деятельности: игры, соревнования, художественные,
музыкальные, театральные, прикладные занятия.
Регулирование поведения учащихся на занятиях и в свободное от учѐбы время.
Определение и внедрение внутренних правил образовательного учреждения.
Помощь в деятельности ученического самоуправления.
Формирование и поддержание традиций в школьной жизни.
Стимулирование учащихся к самостоятельности, активности, инициативности, творческой
деятельности.
Формирование у школьников гражданской позиции, способности к социализации и труду,
склонности к здоровому образу жизни, толерантности к окружающим.
Защита достоинства и интересов детей, помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
Помощь родителям или опекунам в решении вопросов воспитания.
Формирование дружелюбной атмосферы детско-взрослого сообщества.
Профстандарт педагога дополнительного образования
Профессиональный стандарт регулирует деятельность педагога дополнительного образования, который занимается с детьми во внеурочное время. Задача преподавателя — удовлетворить потребность детей в развитии творчества, познания, коммуникативности, самореализации.
В числе функций педагога дополнительного образования согласно профстандарту:
Организация, контроль, оценка занятий по дополнительным образовательным программам.
Организация культурного досуга.
Обеспечение позитивного взаимодействия родителей или опекунов с детьми.
Организация дополнительного образования взрослых и детей в разных направлениях.
Мониторинг, оценка, анализ качества реализации дополнительных учебных программ.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Внедрение нового профессионального стандарта педагога позволяет изменить модели его подготовки и переподготовки, способствует повышению квалификации и профессиональных навыков. Современный педагог — это специалист широкого профиля. Он имеет навыки психолога, методиста, воспитателя. Он разбирается в информационных технологиях, умеет найти подход к ребѐнку и общий язык с его родителями.
Одновременно с ростом профессионализма повышается осознание собственной ответственности за результаты своей педагогической деятельности. Успешный преподаватель открыто демонстрирует ученикам и обществу готовность к переменам, способность
к нестандартным решениям, расширение кругозора, гибкость в восприятии новых направлений в образовании.
Профессиональный стандарт педагога расширяет возможности работников образования. Он учитывает специфику педагогической деятельности и определяет более узкие специальности:
Педагог дошкольного образования.
Педагог начальной школы.
Педагог основной школы.
Педагог старшей школы.